Здесь хочу ознакомить людей с основными идейными положениями анархической мысли конца19, начала 20 века. По сути своей учение анархии делилось на две школы:
1. Индивидуалистическйи анархизм:
"Существовал крайне одиозный в своей абсолютной односторонности анархический "индивидуализм" окарикатуривший и доводящий до абсурда и без того спорные идеи Штирнера и Ницше, далекий от реальной жизни и социальной борьбы, антиобщественный и самодовольный, проповедующий культ сверхчеловека и представляющий собой маргинально-богемное движение."
2. Коммунистический анархизм:
" В господствующем в анархизме - коммунистическом, кропоткинском течении, оттеснившем бакунизм, личность, как мы видели, во многом декларативна, ей нет места, предполагается, что в совершенном обществе она достигнет полной гармонии с социумом, и все ее проблемы автоматически будут решены. Отсутствовало понимание специфики, своеобразия и важности личности, которая представлялась то ли деталью общества, то ли - животным среди животных и была затеряна и растворена в биологическом и социальном мире. Имела место вера во всемогущество социальных преобразований, обожествление творческой роли народной массы и первобытного состояния общества, демонизация государства. Была предпринята попытка построить законченную рационалистическую систему анархизма "по методу естественных наук", основанную на философии Просвещения и позитивизма. Предпринимались попытки дать детальное описание будущего "идеального общества". Значение народа, класса, человеческого общества в целом абсолютизировалось; социология заслонила философию, общество - личность, ценности равенства, солидарности и взаимопомощи заслонили собой уникальность и свободу личности, бакунинское теоретическое наследие было позабыто. Следствием этих теоретических слабостей и противоречий были излишний оптимизм, элементы утопизма и прожектерства в конкретных построениях, отрыв анархической мысли от жизни."
Золотую середину между этих двух категоричных учений по сути изначально нашел Бакунин - однако, в его туманных работах трудно нащупать суть - удалось это Алексею Боровому, который умел изложить идейную основу более четко, хоть и несколько романтизированно.
" Признавая теоретические заслуги либерализма и социализма, Боровой подчеркивает, что либерализм поставил вопрос о политических правах личности, а социализм - об ее экономической обеспеченности. Но только анархизм - это философия личности par excellence, отрицающая все надличностные фетиши и ставящая во главу угла, в центра всех своих построений живую человеческую личность: "Из всех формул, в которые страдающее, мыслящее и мечтающее человечество, облекло свои страстные искания общественного идеала, - анархизм, несомненно, является наиболее возвышенной и наиболее полно отвечающей на запросы пытливой человеческой мысли. Наиболее возвышенной, говорю я, потому что центральной идеей анархизма является конечное освобождение личности".
В своих работах Боровой неоднократно повторяет: "Личность есть центр анархического мировоззрения. Полное самоопределение личности, неограниченное выявление ею своих индивидуальных особенностей - таково содержание анархического идеала"."
Добавлено (15.01.2008, 13:29)
---------------------------------------------
Анархистский манифест Алексея Борового:
Революция и свобода всегда рождались в крови и страданиях.
На заре их падают жертвы — герои, борцы, творящие новое и наследники старого, с упорством его защищающие.
Но… не надо, чтобы жертвы пали даром. Перед нами — гигантская работа, такая, какой еще не знало человечество.
Надо переустроить целую страну, расшатанную развратом старого порядка, войной и опытами «сверху» разных партий. И в переустройство это — нести не старую рутину, не затхлое и догматическое профессиональных изобретателей человеческого счастья, но новое, творческое, взятое непосредственно из жизни, отвечающее устремлениям и интересам тех людей, которыми и для которых совершается переворот.
Пора покончить с любой опекой, хотя и самой благожелательной! Пора покончить с представительством, кто бы ни был представителем. Каждый должен взять «свое» дело в «свои» руки!
К этому зовет нас анархизм!
Анархизм — учение жизни! Анархизм родится с каждым человеком и живет в каждом из нас, но задавлен — нищетой, робостью, лакейством перед людьми и перед теориями, привычками к насилию и к развратной жизни. И нужны — смелость, просветление, жажда подвига, чтобы в каждом — и большом и малом проснулся анархизм.
Анархизм — учение свободы! Не отвлеченной, призрачной свободы, но жизненной, реальной… В основе всех построений анархизма — свободный человек, свободный от гнета учреждений, от власти законов, которые для него придумали другие. Но свобода анархиста есть свобода всех. Раз есть раб — он несвободен. Анархист должен бороться до тех пор пока не будут свободны все. Нет идолов для анархизма, ничего абсолютного, кроме самого человека, его свободы, его прав на неограниченное развитие. каков бы ни был общий порядок, анархист всегда будет стремится дальше, к новому, более совершенному, полнее и чище говорящему его анархистской совести.
Анархизм — учение равных! Все — равны в свободе. Каждый — творец своего дела. И сфера его личной свободы неприкосновенна.
Анархизм — учение культуры! Ибо анархизм зовет не к разрушению, но преодолению культуры. Не к бессмысленному разгрому и расхищению достояния народного, но бережному хранению ценностей, в которых заключены творческие достижения человека, которые — необходимы, как средство к последнему, непрерывному нашему освобождению. Анархизм — наследник всех прошлых освободительных стремлений человека и несет ответственность за их сохраненность.
Анархизм — учение любви! Ибо он учит любить не себя только и свою свободу, но каждого и всех. Он зовет к подвигу, зовет к великому делу, чтобы плоды его собрали не только наши современники, но и будущие, далекие от нас братья. Он зовет к борьбе, разрушению насильственной системы, но не к мести и бесстыдным самосудам против отдельных лиц.
Анархизм — учение радости! Ибо он верит в человека, верит в его неограниченные возможности, верит, что своим подвигом для всех, он связует все времена и всех людей. Так родится радость творца — величайшая из возможных для человека радостей!